МИФ
О МАХИШАСУРАМАРДИНИ
В ДЕВИБХАГАВАТА- И КАЛИКА-ПУРАНЕ
Из всех мифов, посвященных Богине, история ее борьбы с
асуром Махишей («буйволом») стала самой популярной
уже в эпоху Гупт, что доказывается многочисленными
находками скульптурных изображений Махишасурамардини
(«[Богини], убивающей асура Махишу»).
Махиша – могучий демон в облике буйвола. В награду за
совершение сурового подвижничества Брахмой был преподнесен ему дар, что лишь
женщина может лишить его жизни. После этого во главе войска асуров Махиша одержал победу над Индрой и прочими богами и захватил власть над тремя мирами. Чтобы
одолеть асура, боги создали из своих энергий грозную богиню-воительницу, в
которой и была воплощена изначальная Богиня. Богиня вступила в бой с войском
демонов и в кульминационный момент битвы сразила Махишу.
Сам миф очень древний и восходит к
верованиям и обрядам дравидов Центральной и Южной Индии. В индуистском
контексте этот миф впервые был зафиксирован в знаменитом тексте «Деви-махатмья», входящем в состав Маркандея-пураны,
и получил свое развитие в других шактистских текстах. Различные версии об убиении Махиши, изложенные в этих текстах, представляют собой
прекрасную иллюстрацию к шактистской концепции Богини
как источника всепроникающей силы (Бхаттачарья, с. 101;
Индуизм, с. 272).
По мнению Н.Бхаттачарьи, широкое распространение скульптурных
изображений Махишасурамардини, популярность мифов о
Богине, убивающей демонов, должно было иметь важное социальное значение. Изучая политические, экономические и социальные перемены в
Индии перед и во время правления Гупт, мы увидим, что
с начала христианской эры многоликое общество, основанное на функциональной
взаимозависимости, пришло в движение в связи с укреплением государственной
власти, многочисленными войнами, ростом торговли, развитием сельского хозяйства
и увеличением специализации в сфере ремесел, разложением родоплеменного строя и
другими социально-экономическими факторами. В то время как эти факторы благоприятствовали
общему экономическому прогрессу и
способствовали росту социальной мобильности, они не могли покончить с
эксплуатацией и несправедливостью, социальным и экономическим неравенством,
напряжением и чувством ущемленности, испытываемыми
людьми. Борьба Богини с демоническими силами, символизирующая высочайший триумф
добра над злом, должна была внушить людям иллюзию воплощения заветных мечтаний,
в то время как реальность находилась в противоречии с их желаниями и
устремлениями. Хотя в мифологии боги, такие как Вишну или Шива, также убивали
многочисленных демонов, чтобы спасти мир от тирании и несправедливости, легенды
о них не смогли увлечь в такой степени народное воображение. Но
в случае с подвигами Богини ситуация была другой, потому что самая близкая
связь Богини-Матери с простым народом и реалиями его повседневной жизни
обнаруживалась в ее способности быть богиней плодородия и размножения,
создательницы жизни и защитницы детей, целительницы недугов, хозяйки скота,
покровительницы лесов и домашних
животных, подательницы успеха и избавительницы ото всех бед. Связь
Богини с надеждами и устремлениями простых людей, существовавшая с незапамятных
времен, придало новое измерение пураническим
сказаниям о ее подвигах (Бхаттачарья, с. 105).
Как уже
говорилось выше, само происхождение мифа о Махишасурамардини
уходит в глубь времен, в еще доведийские времена.
Так, ряд скульптур и изображений на печатях, найденных при раскопках городов
Индийской цивилизации Хараппы и Мохенджо-даро свидетельствуют
о том, что их жителями почиталась не только Богиня-Мать, но и мужское божество
в образе буйвола. Сопоставление рельефов на печатях с эпическими и пураническими мифами об убиении асура в облике буйвола, а
также с практикой буйволиных жертвоприношений в
деревенских культах Южной Индии позволяют сделать выводы об их непосредственной
генетической связи (Сахаров, с. 34). Согласно реконструкции А.Хильтебейтеля,
взаимоотношения Богини с Царем-буйволом носили у дравидов характер священного
брака: в довершение этого брака Царь-буйвол приносился в жертву Богине, что
нашло отражение в соответствующем периодически повторяющемся ритуале буйволиного жертвоприношения. В ходе этого ритуала голова,
отсекаемая у буйвола, возлагается к подножию изваяния Богини (Сахаров, с. 53).
До сих пор на Юге богине Дурге приносят в жертву
буйволов. Плодородие земли, плодовитость скота и космическая победа Богини ради
восстановления божественного порядка являются основными мотивами этой
церемонии. Тамильские мифы и ритуалы делают акцент на совершенно другом аспекте
этой легенды, нежели пураны, принадлежащие к североиндийской традиции. В последних
конфликт, имеющий сексуальную подоплеку, между Дургой
и Махишей, ее жертвой, только предполагается. На юге
же он возвеличивается и становится одной из центральных тем легенды о Махишасурамардини. Фактически, большинство южных мифов о Дурге выставляют Махишу ее
почитателем, ее мнимым супругом. Будучи независимой в
ее положении незамужней женщины, Дурга изображается
наделенной неограниченной сексуальной энергией, которая оказывается смертельной
для любого мужчины, посмелевшего к ней приблизиться. И ее яростная, воинственная
природа должна быть укрощена ради блага мира. Махиша
терпит неудачу в попытке подчинить ее себе и погибает, очарованный
ее красотой. Основной мотив южноиндийской версии мифа о Махише
заключается в том, что любая попытка сексуальной связи с Богиней опасна, и дабы
добиться своего, мужчина должен сперва умиротворить ее
и подчинить ее себе. И в большинстве мифов Шива играет роль усмирителя Деви (Кинсли, с. 115).
Так, легенда о
победе Дурги над Махишей
возникла как вторичное осмысление индуизмом дравидийского
культа.
Целью данной
статьи является сравнительный анализ версий мифа об Махишасурамардини,
содержащихся в Девибхагавата- и Калика-пуранах. Данный анализ
носит синхронический характер, поскольку обе пураны были
созданы приблизительно в одно и то же время – 11-12 вв. Однако идеологическая
направленность обоих текстов существенно различается, как и их содержание. ДБП
принадлежит к направлению шактизма «правой руки», знаменующего компромисс тантры с
ортодоксальным брахманизмом. Поэтому в тексте этой пураны
подчеркивается приоритет Вед над тантрами. Сказано,
что дваждырожденные могут исполнять только те
предписания агам, которые совпадают с Ведами, то же, что противоречит Ведам,
следует избегать. И только лишь люди, не принадлежащие к одной из трех высших
варн и соответственно не имеющие права изучать Веды, могут выполнять такие
предписания (VII. 37, 31-33). В самой ДБП преобладает мифологическое повествование,
ритуальные же установления, содержащиеся в ней, копируют установления дхармашастр. В КП нарративный,
мифологический элемент также занимает значительное место, однако не меньшее
внимание здесь уделяется и обрядности, при чем обрядности тантрической.
Описываются практики вамачары, греховные с точки зрения
последователей Вед. Говорится об использовании в ритуале мяса, наркотиков и
сексуального общения. Упоминается даже о принесении в жертву людей. Сказано,
что человеческие жертвы угодны Богине (71.73). Все это дает основание отнести
КП к разряду шактистских текстов «левой руки».
Объем версий
мифа о Махишасурамардини, излагаемых в ДБП и КП,
весьма различен. В ДБП этот миф занимает главы 2-19 пятой книги, всего около
900 шлок. В КП же он составляет две трети
шестидесятой главы, посвященной почитанию Дурги, всего
107 шлок. Изложению мифа об убиении Махиши Богиней в шестидесятой главе КП предшествует
описание участия Богини в войне Рамы с Раваной. В ДБП
если рассказчиком всей пураны выступает Сута, то историю
Махишасурамардини непосредственно пересказывает Вьяса царю Джанамеджае. В КП же
общим рассказчиком является Маркандея, а миф о Махише излагает Аурва царю Сагаре.
Структура изложения мифа в ДБП и
КП также различна. В ДБП она носит более последовательный характер с
хронологической точки зрения и в ней для удобства может быть выделено три
части.
В первой
вводятся фигуры двух антагонистов: Махиши и Деви, при этом обыгрывается контраст между его низким и ее
высоким происхождением (V.2, 1 – V. 9, 35) (Браун, с. 102). Вторая
часть описывает в деталях отношения и способы взаимодействия между Махишей и Богиней (V. 9, 36 – V. 18, 53). В третьей и
заключительной части подробно рассказывается о финальной битве, имевшей своим
результатом убиение Махиши и восстановление мирового
порядка (V. 18, 54 – V. 20).
В версии мифа
о Махишасурамардини КП также можно выделить три
части. Но повествование здесь в целом более хаотично и запутанно.
1. Боги по
совету Деви в ее проявлении Бхадракали,
умертвившей Махишу, отправляются к обители мудреца Катьяяны, где узнают о появлении еще одного Махиши. Тогда Богиня в своем новом проявлении, получившем
имя Катьяяни, вновь умерщвляет демона (60.58-80).
2. Мудрец Аурва рассказывает, почему Богине пришлось умерщвлять Махишу вновь. Производится беседа между обоими главными
героями, в результате которой по просьбе асура Деви
преподносит ему дары, а до этого демонстрирует ему три свои формы: Уграчанду, Бхадракали и Дургу (Катьяяни), каждая из которых
умерщвляет его в свое время (60.81-135).
3. В ответ на
вопрос царя Сагары, почему Богиня согласилась
преподнести Махише дары, Аурва
рассказывает, что на самом деле асур Махиша является
частичным воплощением самого ее супруга – Шивы и три раза она убивает Махишу по той причине, что он был проклят мудрецом Катьяяной (60.136-161).
Таким образом,
в КП практически полностью пропущенным оказывается занимающий огромное место в
ДБП нарративный элемент, основным содержанием
которого является борьба Махиши против богов и его
победа над ними, а затем история взаимоотношений с Богиней, заканчивающаяся
финальным поединком и смертью от ее руки. Также, в отличие от КП, в ДБП более
подробно излагается история отца Махиши асура Рамбхи. В КП ничего не сказано ни об убиении Индрой брата Рамбхи – Карамбхи, ни о гибели
самого Рамбхи.
Но главное
сюжетное различие между обеими версиями заключается в следующем. В ДБП Богиня и
Махиша выступают по отношению друг к другу почти как
равноправные, независимые стороны, как самостоятельные субъекты. Махиша воспринимает Богиню просто как прекрасную женщину и
изъявляет желание видеть ее своей супругой, предлагая ей руку и сердце (V. 16, 14-65). Слова Деви, которыми она пытается отрезвить асура, не производят
на него должного действия (V. 18, 21-25). Махиша, в
свою очередь стремясь «вразумить» Богиню, рассказывает
ей историю царевны Мандодари, не желавшей выходить
замуж (V. 17, 1 – V. 18, 18). Таким образом, все повествование окружено
эротической аурой, в нем присутствует элемент любовной интриги. В КП все
обстоит несколько иначе: здесь Махиша оказывается
частичным воплощением Шивы, таким образом, Богиня убивает своего собственного
супруга и помещает его под свои стопы! (В ДБП Шива вообще не
принимает участия в действии, Деви только упоминает,
что у нее есть супруг, которого она наделяет чертами пуруши
санкхьи, а себя отождествляет с пракрити
(V. 12, 4 - 8; V. 16, 32 - 35). В другом месте она говорит, что сама наделена мужской природой,
природой пуруши и, следовательно, является
трансцендентной по отношению к различиям пола (V. 10. 32) (Браун, с. 104-105)).
Итак, древняя мифологема иерогамии (священного быка)
Богини и Царя-буйвола возвращается на свое место. При этом откровенно
эротический элемент здесь отсутствует, и речи нет о женитьбе и каких-либо
любовных отношениях. Скорее, Махиша здесь относится к
Богине как верный бхакт: он со смирением обращается к
ней и только просит преподнести ей дары. Следовательно, никакой интриги,
которая в ДБП сохраняется вплоть до самой смерти Махиши,
нет и в помине: положение Деви заведомо признается
более высоким, чем положение асура, и он заранее признает свое поражение. Если
и говорить о каком-либо эротизме, то только в его предельно мазохистском
проявлении.
То, что демоническое существо, Махиша, оказывается в конечном итоге проявлением самого
Шивы, подтверждает еще раз тезис, выдвигаемый многими современными индологами,
что полная противоположность и взаимная враждебность двух классов мифологических существ – богов (девов)
и асуров – в индуистской мифологии является иллюзорной.
Акцент, делающийся при описании
внешности обоих главных героев в версиях мифа о Махишасурамардини
в ДБП и КП различен. В ДБП Богиня
описывается как возникшая из совокупности энергий всех богов прекрасная
женщина, чей облик соответствует всем
канонам женской красоты, принятым у индийцев (V. 9, 43 – 46, 61 – 74). Она
владеет оружием и украшениями, преподнесенными ей богами (V. 10, 1 – 21). Богиня в тексте
зовется Махалакшми (V. 9, 44), у нее восемнадцать и
тысяча рук одновременно (V. 9, 46). Махиша, в
противоположность ей, страшен и уродлив, что он и сам признает (V. 16, 5 – 6), и что, по мнению
Богини, делает их союз невозможным (V. 12, 12). Однако он может
принимать различные облики, и, отправляясь на встречу с Богиней, обращается в
красавца-мужчину (V. 16, 9 – 11).
При описании внешности проявлений
Богини в КП акцент делается не на их физическую красоту и привлекательность, а,
напротив, на грозный и воинственный вид. См. описание внешности Бхадракали (60. 57 – 63). У Богини в ее проявлении Уграчанды шестнадцать рук (60. 119), Бхадракали
– шестнадцать или восемнадцать (60. 57, 119), Дурги –
десять. А при описании облика Махиши не
подчеркивается его непривлекательность. Здесь в этом нет необходимости, ибо Махиша выступает не как противник, а как бхакт Богини.
Сцены убиения Богиней Махиши в обоих версиях весьма различаются. В ДБП эта сцена показана без
особых прикрас. Богиня умерщвляет демона, просто снеся ему голову диском (V. 18, 62 – 66). В отличие от более
гуманной ДБП, автор КП не жалеет красок для расцвечивания сцены убиения Махиши.В одном месте описывается,
как Бхадракали отрубает ему голову мечом и пьет его
кровь (60.86), а другая сцена не менее брутальна и
натуралистична. В ней Богиня наступает ногой на обезглавленного, обвешанного
собственными внутренностями, истекающего кровью буйвола и пронзает его
трезубцем в сердце (60. 83, 124 – 125).
Далее мы рассмотрим, какое место в
обоих версиях занимают мотивы, характерные для
индуистской мифологии: циклического повторения мифологического события, мотив
вещего сна, мотив дара и
жертвоприношения.
Важным
мотивом, отсутствующим в версии мифа о Махишасурамардини
и появившемся в КП,
является мотив циклического повторения одного и того же события. В ДБП
Богиня убивает Махишу единожды, ничего не говорится о
том, что подобное событие происходило в прошлом или случится когда-либо в будущем.
То есть убиение Махиши и все, что ему предшествует,
рассматриваются как события уникальные. Правда в той же пятой книге ДБП далее,
в мифе о Шумбхе и Нишумбхе
Богиня говорит, что ранее она убивала тысячи Шумбх и Нишумбх (V. 26, 21) (то есть это повторяется каждый космический
цикл), но это уже другой миф. В КП же явление и убиение Махиши
это события не одноразовые: Махиша появляется три
раза и три раза умерщвляется Богиней – в ее проявлениях Уграчанда,
Бхадракали и Дурга (Катьяяяни) последовательно (80. 123-125). И всего лишь
касательно третьего раза Богиня предсказывает, что, находясь под ее стопами, Махиша не будет рождаться на протяжении 30 млн. 108 кальп.
Понятно, что в
сознании европейца, выросшего на линейном восприятии истории, однообразное и
бесконечное повторение того или иного события как бы обесценивает, девальвирует
его. Представим, как бы воспринимались евангельские предания об Иисусе Христе,
если бы Христа распинали каждую тысячу лет. Но в этом плане
версия мифа о Махише КП занимает среднее место между
уникальным и единовременным мифологическим событием (как в случае версии того
же мифа ДБП или преданий об Иисусе Христе) и бесконечно повторяющимся каждый
цикл одним и тем же событием (как в случае мифа о Шумбхе
и Нишумбхе в ДБП). Во-первых, каждый раз Махишу лишает жизни ни одно и то же, а разные проявления
Богини, и происходит это, как явствует из текста, при разных обстоятельствах.
Так, только в своем третьем проявлении Дурги Богиня
появляется на свет из энергий различных богов (60. 75-79), ранее, в проявлении Бхадракали она только принимает «могущественную форму» на
«северном берегу Молочного океана» (60.57), не уточняется каким образом, о
явлении же Уграчанды вообще ничего не говорится.
Во-вторых, 30 млн. 108 кальп, на протяжении которых Махиша по словам Богини не будет
более воплощаться, это фактически символ вечности. В последних
шлоках шестидесятой главы сказано, что асур вообще
никогда не будет рождаться и навечно обретет место под стопами Деви (60. 158-161).
Следующим важным
мотивом, играющим большую роль в версии КП и несколько меньшую в версии ДБП
является мотив
вещего сна, предвещающего несчастья. В КП Махиша спит
на горе и ему снится сон, что его убивает Бхадракали.
Тогда утром после пробуждения он начинает ей поклоняться, и шестнадцатирукая
богиня является к нему (60. 85 – 89). В
ДБП также идет речь о зловещем сне, только снится он не самому Махише, а его соратнику Тамре. И
в этом сне он не ясно видит будущие события, как Махиша
в КП, а только недобрые предзнаменования
(V. 11, 37 – 42). И результат мы видим разный: если в КП Махиша смиряется с судьбой и начинает поклоняться Богине,
то в ДБП Тамра заявляет, что не следует предаваться
унынию, но, положившись на судьбу, вступить в битву.
В общих версиях
о Махишасурамардини присутствует мотив дара, широко
распространенный в пуранах. В версии ДБП доминирует
мотив дара непобедимости. В пуранах
наиболее обычна ситуация, когда Брахма – в ответ на просьбу асура о бессмертии
– прямо заявляет, что полного бессмертия быть не может, но асуру дается
гарантия, что ему не грозит смерть ни от чьей руки, за исключением кого-то, кто
на первый раз взгляд не может представлять ни малейшей опасности – в случае ДБП
это женщина (V. 2,
12-13) (Сахаров, с. 40). А в версии КП данный мотив вытесняется темой
проклятия: Махиша должен быть убит Богиней из-за
того, что он ранее, приняв облик прекрасной женщины, соблазнил ученика мудреца Катьяяны и за это был проклят мудрецом, предсказавшим ему
смерть от руки женщины (60. 96-100).
Вместо первого
из двух видов даров божества асуру, выделяемых П.Д. Сахаровым, в версии КП
доминирует второй вид дара: дар права на выбор собственной смерти (Сахаров, с.
40) (в ДБП тот же вид дара присутствует в версии мифа о Мадху
и Кайтабхе). В КП Махиша
просит Богиню преподнести ему дар, и та соглашается (60. 101-103). Тогда асур
просит ее сделать так, чтобы после смерти он мог наслаждаться собственной долей
на жертвоприношениях и никогда не оставлял служения ее стопам (60. 104-105). Деви отвечает, что наслаждение собственной долей на
жертвоприношениях – это привилегии богов, ему недоступный, но при этом обещает
ему, что после смерти от ее руки он всегда будет находиться у
ее стоп и почитаться людьми (60. 106-108). Затем, после того как Богиня
демонстрирует ему три свои проявления, в которых она его умерщвляет, а также
собственно картину его смерти, Махиша умоляет, чтобы
его смерть не была такой ужасной, а также чтобы он
никогда более не враждовал с богами и никогда не рождался (60. 109-128). Богиня
в ответ говорит, что смерть его неминуема, но более он не будет иметь вражды с
богами и, находясь под стопами ее, не будет рождаться на протяжении 30 млн. 108
кальп. После этого Богиня удаляется, а Махиша возвращается в собственную обитель (60. 129-135).
Помимо этого,
и в версии ДБП и в версии КП присутствует эпизод с преподнесением дара
божеством отцу Махиши – Рамбхе.
В ДБП Агни, стремясь отвратить Рамбху от намерения
совершить самоубийство после гибели его брата Карамбхи,
обещает ему по его просьбе, что у него родится могучий сын, который завоюет три
мира и будет неуязвим для богов, данавов и людей (V. 2, 17-31). А в КП сам Шива в
награду за долгое подвижничество обещает Рамбхе
родиться как его сын. После этого Рамбха производит
на свет от буйволицы сына Махишу, в котором частью
воплощается Шива (60. 138-147).
С темой дара
тесно связанной оказывается и тема жертвоприношения. В мифах, связанных с
войнами асуров против богов, речь идет об изгнании богов асурами из их владений
и завоевании последними престола Индры. Так оно происходит и в версии ДБП (V. 17). В версии КП об этом не
говорится, то подразумевается. Но при этом в ДБП добавляется и еще один момент:
асуры отнимают у богов их доли в жертвоприношениях (V. 7, 30, 46; 8, 21; 10, 3)).
Версия КП показывает, что доли в жертвоприношениях фактически являются главной
целью асуров в их борьбе с богами. Как уже было замечено выше, одной из
основных просьб Махиши, обращенных к Богине, это
предоставление ему возможности наслаждаться собственной долей на жертвоприношениях.
Богиня, с одной стороны, и отвергает эту его просьбу, а с другой, принимает ее,
заявляя, что он, находясь у ее стоп, равным образом вместе с нею будет
почитаться людьми. Те жертвенные подношения, которые будут совершаться ей,
будут совершаться и ему, таким образом, его желание исполнится (60. 117). Далее
Богиня демонстрирует асуру ужасную сцену его смерти. Фактически это сцена
принесения буйвола-асура в жертву Деви, что и
являлось кульминационным пунктом архаичного мифа о взаимоотношениях Богини иЦаря-буйвола.
Вообще сравнение битвы, боя с жертвоприношением часто встречается в
санскритской литературе. В мифе о Шумбхе и Нишумбхе два младших демона-брата – Чанда
и Мунда сравниваются с жертвенными животными, которых Калика приносит в жертву
на «жертвоприношении битвы» (V. 26, 58-64). Здесь мы можем наблюдать парадокс –
для того чтобы обрести право на наслаждение долей на жертвоприношении,
асур-буйвол сам должен быть принесен в жертву и занять
максимально унизительное для себя положение под стопами женщины. Быть может,
это символизирует то, что мужское начало само по себе не самостоятельно и
способно достигать своих целей, лишь объединившись (причем на подчиненном
положении) с женским началом.
По моему
мнению, между версиями мифа о Махишасурамардини ДБП и
КП нет противоречий и они взаимодополняют друг друга.
Мнимые различия обусловлены спецификой обоих пуран.
Версия ДБП – экзотерическая, она показывает внешнюю сторону событий, а версия
КП, напротив, эзотерическая, в ней явлены «тайные пружины» происходящего. Здесь
примерно та же разница, что между синоптическими евангелиями от Матфея, Марка и
Луки и «духовным» евангелием от Иоанна. Показательно, что сама беседа между Махишей и Богиней в КП происходит в то время, когда асур
находится как бы в особом состоянии после вещего сна, а после этой беседы он
вновь обретает свою демоническую природу (60. 135). Подразумевается, что далее
происходят события, описанные в ДБП и обусловленные этой беседой: сватовство Махиши к Богине, битва между ними и смерть царя демонов. Только
лишь профанам может казаться, что все эти события
происходят произвольно, а асур и Деви – враги,
действующие независимо друг от друга. На самом деле, все уже предопределено,
ибо Богиня является источником и прибежищем всех существ, в том числе и мнимо
враждебных ей. Весь мир – всего лишь площадка для вечных игр Богини. В этом и
состоит тайное послание Калика-пураны, разъясняющее и
дополняющее романтическое и трагическое повествование Девибхагаваты.
Игнатьев Андрей